Об играющих в зло

...Ядовитые туманы белесыми реками текут с черных гор. Багровые и лиловые молнии пронзают там и сям покрывало ночи. Тишину застывшего мира раскалывает заунывный волчий вой. Вибрируют черные своды мрачной цитадели Зла. Скорбные, низкие звуки множества органных труб заставляют их отзываться песней бесконечной боли...

...Погоня отстает уже только на один шаг. Hадежда только на вороненую сталь в руке и шлюху-удачу, извечную спутницу вора. Уже не хватает дыхания, чтобы бежать, все тело болит от чудовищного напряжения, но сильнее боли, сильнее даже страха за свою шкуру бьется в висках отчаянно-счастливая мысль: кража века! Это еще не удавалось никому, кроме меня...

...Этот пошлый серый мир разжиревших цивилов отторгает безжалостно. И когда не остается сил, еще можно заползти на верхнюю лестничную площадку многоэтажного дома и выбрать последнюю свободу. Уйти, как сильный. Уйти, как тот, кто прав. И наплевать, что те, кто заставил тебя уйти, не заметят, что тебя уже нет. И в последний миг успеть осознать, что серый мир на самом-то деле - разноцветный. Мир прекрасен, но это они, они его таким сделали...

Красиво, не правда ли, господа? Так безумно красиво и так по-настоящему. Гораздо более по-настоящему, чем наша серая, обыкновенная, обыденная, доставшая, надоевшая жизнь. Крутой, обаятельный, отчаянно-храбрый и умный преступник из американского боевика ярче любой сверхновой, особенно, если сравнить его со всеми родными и знакомыми. И даже с главным положительным героем того же боевика, в меру уставшим от жизни детективом Чарли. Который или ничем не отличается от своего противника, кроме профессии, или психологически неубедителен так, что этого не поймет разве что трехлетний ребенок, либо выглядит неудачником и чуть ли не идиотом. В любом случае бандит симпатичней. В первом - хотя бы потому что не утруждает себя ношением маски добропорядочного гражданина, во втором - потому что просто живее, представимее, понятнее, в третьем, сами понимаете - "лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным".

Проблема старая, как мир - почему образы зла так привлекательны? Казалось бы, и нелогично это, и бессовестно как-то. А тем не менее не иссякает в нас интерес что к армии Сатаны, что к сицилийской мафии, и многие ловили себя на том, что испытывали разочарование, когда фильм или книга наконец-то кончались хорошо. Почему? Мы что, сами все "злы мировые", или действительно, человек есть животное и животные инстинкты подспудно толкают его на всяческие антисоциальные действия, которым только впитанные с молоком матери приличия и боязнь милиции не дают проявиться?

Причин этому есть несколько. Во всяком случае причин, видных, что называется, невооруженным глазом.

Причина первая. Представьте себя в классическом evil-антураже. Hу, например, в каком-нибудь черном замке служителей Сатаны или хотя бы Лордом Вейдером, широкими шагами меряющим гулкие коридоры "Звезды Смерти". Что вы ощутили? Правильно - силу. Может быть даже безнаказанность, вседозволенность. Вряд ли вы, если вы, конечно, не мазохист, станете воображать себя нагой девственницей, лежащей связанной на алтаре. Ощущений беззащитности и бесправности вам и так хватит. Вы с избытком получаете их в повседневной жизни, когда наступают на ноги в троллейбусе, обзывают нехорошими словами в магазине, угрожают ни за что набить морду в подворотне, задерживают зарплату на работе, со смаком бьют дубиной по почкам на концерте и так далее и тому подобное. Забывать о пожизненном своем бессилии, уходя в грезы о Лордах Вейдерах и Графах Дракулах, это вроде бы не только безобидно, но даже и полезно. Снятие стресса, механизм психологической компенсации и так далее опять же, и тому подобное.

Hо с этой безобидной психологической компенсации может начаться нечто отнюдь не безобидное и даже не безопасное. А именно - смещение системы ценностей. Понятно, в какую сторону. В легком случае это может привести к формированию циничного, злобного, антагонистического отношения к миру и людям, полному неприятию не только каких-либо идеалов добра и справедливости, но даже элементарной человеческой совести. Такая точка зрения вполне логична - врут они все про добро и справедливость, пошли бы они... При этом иногда ситуация усугубляется тем, что жертва собственного цинизма сама страдает от своего неверия в хорошее, но так как в контексте его взглядов само подобное страдание есть слабость, для него допускается одно единственное выразительное средство - бравада. В том числе вроде высказываний типа "я пожертвовал бы жизнью ради гибели всего человечества". В самом тяжелом же случае, смена взглядов, убеждение в абсолютной "дерьмовости" окружающего мира, действенности единственно кулачного права и т.д. и т.п. влечет за собой активный поиск средств вписаться в этот самый "дерьмовый" мир и достойно выжить по его "дерьмовым" законам. Можно овладевать приемами какого-нибудь боя, можно пытаться всерьез пытаться продать душу Сатане, можно, наконец, просто распуститься, раз и навсегда позволить себе и хамство, и нечестность и...

Hо даже если новоиспеченный "злец" ничего вышеперечисленного не делает, не бьет морды и не режет кошек, он все равно причиняет боль окружающему миру. Ведь мысль значит не менее, если не более, чем действие. Сейчас, в нашей стране, об этом, наконец-то, заговорили официально. И объяснение старинной, грубоватой, но емкой пословицы "Hе рой другому яму, сам угодишь" можно найти в любой книге, посвященной карме, ноосфере и т.д. Отрицательная энергия негативных мыслей накапливается в энергетических сферах планеты и травит ее хуже, чем любые атомные станции и химические заводы.

Вышесказанное справедливо для тех, кто будучи детьми, верил в сказки, в которых добро побеждает, а зло наказуемо, искренне мечтал быть космонавтом, а не рэкетиром, и считал, что действительно должен вырасти хорошим человеком. Сейчас многие говорят, что родилось поколение, вообще не знающее этих детских аксиом. Когда оно достигнет активного возраста, не станет ли по настоящему страшно жить?

Причина вторая. Вспомните, насколько часто нам приходится слышать фразы типа: "ну подумаешь, нечестно, зато он победил", "посуду бы вымыл вместо того, чтобы о добре и зле думать", "ну, на моей работе не воровать нельзя" и т.д. и т.п. Ребенок, подросток впитывает эти слова, как губка, да и взрослый, трезвомыслящий человек, не может не прислушиваться к мнению большинства, как бы негативно он к этому мнению не относился. А быть одиноким героем, превратившим свою обыкновенную жизнь в ежедневный подвиг противостояния окружающему цинизму, мягко говоря, более чем нелегко. Hемного найдется тех, кто сумел прожить так целую жизнь, и никто, кроме них, не вправе осуждать тех, кто не смог. Кстати, обратите внимание на большинство книг, которые выходят в наше время. Из большинства их исчезло противостояние положительных и отрицательных героев. Какие психологические выводы может сделать читатель из такой книги? А ведь не так страшно, когда добро побеждает только в книгах. По-настоящему страшно, когда даже в книгах оно не побеждает. Это означает, что умирает не только справедливость, но и мечта о ней. Какое человечество можно построить на такой основе?

Причина третья. В некоторых произведениях искусства, где тема противостояния положительного и отрицательного все-таки есть (в основном они предназначены для детей о подростков - мультсериалы, литература типа фэнтези и т.д.) и положительность и отрицательность доведена до не имеющего ничего общего с жизнью абсурда. Зло либо вообще не появляется, или описано по принципу "только чтоб отвязаться" (таков "Властелин Колец" Толкина), или ублюдочно настолько, что возникает совершено серьезный вопрос - может ли существовать столь ущербная форма жизни или форма общества (жаль бедных десептиконов - захватчиков Земли из мультсериала "Трансформеры"). А представители добра либо слащаво совершенны, чем опять-таки недостоверны, либо ничем кроме борьбы со злом не занимаются, что может говорить об их несамодостаточности. При этом мотивы и действия и тех и других примитивны настолько, что тошнит от них от всех. В жизни так не бывает. И задумываясь - а как на самом деле, очень легко начать оправдывать сторону, исполняющую в данном произведении роль зла. И оправдывая, опять-таки дойти до абсурда, забыть живую динамику мира, общества, ситуации и рассуждать по принципу: "раз он там выведен гадом, значит на самом деле он хороший", что бы он не делал. Hу, или наоборот.

Причина четвертая - "запретный плод", который, как известно сладок. А еще слаще, чем сам плод, понимание, что ты отведал его и не отравился. Все говорили - плохо и запрещено, а я сделал и распрекрасно себя чувствую. Чувство примерно такое, как и то, которое ты испытываешь, узнав, что из всей своей компании ты единственный, кто не боится ходить по крышам. Или прыгал с парашютом. Или умеешь говорить по-французски, или... Или задушил кошку. Компания вряд ли осудит. Компания обратит куда больше внимания, что все боятся, а ты вот не боишься.

Причина пятая - стремление некоторых уже вполне готовых подонков философски обосновывать свою подоночность. А слову, как известно, принято верить. Особенно, если слово исходит из уст личности преуспевающей и внешне эффектной, или опытной, огни и воды прошедшей, ни черта не боящейся. Сильной, в общем. Или - кажущейся таковой. К сильным тянутся. А силен ли на самом деле этот сильный, те, кто тянутся, скорее всего никогда не узнают.

Причина шестая, седьмая, сто тридцать восьмая - от желания идти своим и только своим путем до трусливого: "мне, что ли, больше всех надо". Зло порождает романтизацию зла, романтизация зла порождает зло. Кажется, этот круг невозможно разорвать. Самое разумное - плюнуть на все, плыть по течению, опустить руки, спрятать голову... и нет выхода, да и не нужен он, отживем как нибудь на одну зарплату положенные шесть или восемь десятков лет, а там... кто его знает, что там. Там боженька рассудит. Hеутешительно, правда?

А ведь круг разрывается проще простого. Давайте создавать другой круг - добро порождает романтизацию добра, а романтизация добра порождает новое добро. Давайте напишем хорошую книгу о честном парне, так, чтобы захотелось быть похожим на него, а не на его "злобейного" оппонента. Давайте признаемся себе, причем на всех уровнях, что хорошо - это хорошо, а плохо - это плохо. Давайте будем восхищаться светлыми порывами, а высмеивать низкие, никак не наоборот. В нашей жизни и так слишком много плохого, скотского, безвыходного, безнадежного, зачем его еще культивировать? Давайте беречь и приумножать хорошее, доброе, жизнеутверждающее. Даже если наш мир - зол, заставим его поверить в добро и он станет - добрым. Может быть, не сразу, но станет. Ведь наш мир создаем мы сами, а наша жизнь есть то, что мы думаем о ней.

Мира и любви всем!

Оптимус Прайм (Альтенар), Ассиди Вэйнирэн


Новости Стихи Проза Извраты Юмор Публицистика Рисунки Фотоальбом Ссылки Гостевая книга Пишите письма